Почему у нас дорогой цемент
Купить цемент оптом с доставкой в Казани и РТ
Как обманывают при покупке цемента
Конкуренция на рынке строительных материалов достаточно высокая, поэтому находятся такие «предприниматели», которые предлагают расфасованный в мешки «портландцемент» по цене ниже рыночной. Количество такой продукции особенно вырастает в сезон активного строительства.
Как понять, является ли такой продукт качественным? И как потребителю отличить контрафакт?
При возведении многоэтажных зданий, строительные материалы на основе цемента или готовый бетон привозят на объект прямо с завода. В частном домостроении ситуация другая: потребитель приобретает продукцию самостоятельно, поэтому рискует быть обманутым. При этом диапазон цен на продукт от производителя и от кустарного фасовщика может существенно разниться. Занижают цену по-разному: от банального обвеса, до изменения состава цемента.
Поэтому частных домовладельцев интересует вопрос, как не оказаться обманутым?
Я возвожу фундамент. Задумался, какой цемент купить? Производителей так много — отечественных и импортных, что просто глаза разбегаются.
Я хочу узнать, почему цемент в мешках одной марки, у разных заводов, стоит по-разному? Смотрел несколько производителей. У одного упаковка хорошая. Цемент не просыпается при перевозке и, главное, — стоит на 40 руб. дешевле, чем марка от компании, которая находится в моём же регионе.
Я хотела купить цемент. Чтобы ориентироваться, заранее изучила цены в интернете. Поехала на рынок. Стала выбирать. Продавец объявил мне цену за мешок на 100 руб. выше, чем указано на сайтах у других контор. Кому верить? Позвонила своему приятелю, чтобы посоветоваться, что мне делать. Он сказал, что на рынке цемент вообще лучше не брать, т.к. много подделок. Теперь сижу и думаю, где купить качественный портландцемент, а не суррогат?
Чтобы приобрести цемент, произведенный по ГОСТ (ГОСТ 31108-2016 Цементы общестроительные. Технические условия), надо разобраться, к каким уловкам прибегают производители контрафакта, чтобы обманывать покупателей.
1. Приписывают к весу цемента «воздух»
На современных заводах по производству цемента стоят автоматизированные линии фасовки с электронными весами для точного взвешивания смеси. Контрафакт же фасуют вручную. Этот метод не гарантирует точности. Кроме этого, продукт в тару нередко недосыпают умышленно. При заявленном весе мешка в 50 кг, его реальный вес может быть меньше на несколько килограмм.
В среднем, при ручной фасовке, недосып цемента может составить до 10 кг. Поэтому неудивительно, что фасовщики предлагают товар по более низкой цене, чем крупные производители, которые точно выдерживают вес цемента в мешке.
2. Завышают марку цемента
При производстве цемента каждая партия проходит строгий контроль качества. Производитель цемента обязан указать на упаковке:
- Наименование и адрес изготовителя;
- Условное обозначение цемента и (или) наименование в соответствии с нормативным документом – ГОСТ 31108-2016;
- Технические характеристики продукта;
- Номер сертификата соответствия.
Но, недобросовестный фасовщик легко превратит цемент низкой марки в более дорогой продукт, просто указав другую марку на упаковке. Расчёт прост – покупатель не может проверить цемент на соответствие заявленным характеристикам на месте и вынужден довериться заверениям продавца и информации на упаковке.
Все чаще на рынке тарированного цемента стали появляться производители, маскирующие свою продукцию под известные торговые марки. Для этого используются:
- идентичные цвета в оформлении;
- похожие эмблемы и шрифты.
Такая продукция также является контрафактом. Ее качество лучше, чем портландцемент, расфасованный в безымянные мешки, но до заявленных производителем характеристик он часто не дотягивает. Будьте внимательны при выборе!
3. Используют некачественные добавки
Производство цемента — это сложный технологический процесс, который требует тщательной дозировки сырья и минеральных добавок. Химический и минералогический состав цемента напрямую влияют на прочность, морозостойкость и прочие показатели получаемого бетона и будущей конструкции.
В качестве наполнителя используют:
- гранитную пыль;
- известняк;
- молотый шлак;
- различные золы и минеральные порошки.
4. Перерабатывают лежалый и просроченный цемент
Тарированный цемент от производителя поступает в магазин в прочных мешках на поддонах, упакованных полиэтиленовой пленкой. При правильной транспортировке и хранении продукции, производитель гарантирует сохранность характеристик портландцемента в течение 60 суток с даты его отгрузки с завода.
Некоторые посредники измельчают слежавшийся цемент дробилками, в результате чего он приобретает порошкообразный внешний вид, почти неотличимый от нормального заводского цемента. Но свойств, присущих качественному цементу, в «восстановленном», уже нет. Если использовать этот цемент в строительстве, то бетон, приготовленный на его основе, вскоре может разрушиться под воздействием внешних факторов.
Вышеперечисленные способы обмана покупателей довольно часто встречаются на рынке строительных материалов. Покупайте цемент только от производителя и в проверенных точках продаж. Ответственные производители осуществляют строгий контроль качества на всех этапах производства. На такой продукции всегда есть маркировка соответствующая ГОСТ. Сравнивайте цены на рынке, чтобы понимать реальную среднюю стоимость качественного портландцемента.
Тревожный звоночек
Так что Барбадос вполне может сам о себе позаботиться. А вот для британской короны его становление как республики — болезненный удар по репутации.
Подчеркнем: особенно болезненный. Поскольку после Brexit именно Елизавета II, пользующаяся уважением и доверием, например, даже в «бунтующей» Шотландии, была тем цементом, который скреплял все Соединенное Королевство.
Премьер-министр Борис Джонсон и близко не может похвастать таким авторитетом.
Решение Барбадоса же может в перспективе растворить этот клей, запустив волну обретения полной независимости от Лондона, которая началась еще в 60—х гг. прошлого века, но была купирована Британией предоставлением странам Вест—Индии независимости, но с сохранением власти королевы.
Помимо Барбадоса Елизавета II является главой государства еще в восьми странах карибского региона. Это: Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Белиз, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка.
Причем последняя — еще один заметный региональный игрок — тоже изъявляет желание попрощаться с Виндзорами. Премьер-министр Ямайки Эндрю Холнесс подчеркивал, что республиканизм — его приоритет, и он намерен организовать соответствующий референдум.
Так что угроза окончания растянувшегося на семь с лишним десятилетий демонтажа Британской империи вполне реальна.
К тому же республиканизм может выйти за пределы Карибского бассейна. В Канаде монархия чувствует себя еще относительно стабильно — чего не скажешь об Австралии, в чьей политической жизни ранее неоднократно всплывала республиканская повестка дня. Процесс, по всей видимости, затронет и, собственно, Великобританию, когда в очередной раз поднимется вопрос о статусе Шотландии и шести графств Северной Ирландии. И не факт, что сецессионистские настроения останутся уделом маргиналов в Уэльсе.
В общем, Елизавета II может стать предпоследним, если не последним монархом Британии, учитывая, что принцы Чарльз и Уильям не могут прийти к согласию по полномочиям в рамках потенциального дуумвирата.
Что мы хотели выяснить?
- Есть ли принципиальная разница между дешевыми и дорогими увлажнителями?
- Ионизация, подогретый пар, дистанционное управление — зачем эти опции и есть ли смысл переплачивать за них?
- Можно ли доверять показаниям приборов со встроенным гигрометром? Как контролировать влажность?
- Насколько эффективно приборы поднимают влажность в сухом помещении?
- Не мешает ли увлажнитель спать?
- Наконец, так ли благотворно влияет на организм эффект от увлажнения?
Выводы смотрите в конце статьи.
«Как на дрожжах»: почему дорожает цемент и как лимит на бирже должен помочь
С января биржевая цена на цемент выросла на 59%, из-за чего многие предприятия, занимающиеся производством газоблоков, приостановили работу. Только 34% участников торгов удается купить стройматериал, большую часть забирают оптовики. Чтобы стабилизировать ситуацию, введен дневной лимит в 114 тонн на покупателя.
«Газета.uz» ранее писала, как правительство Узбекистана своим решением спровоцировало рост цен на цемент, ограничив на месяц импорт белого цемента и портландцемента. Запрет на ввоз был введен 23 апреля в связи с падением спроса на этот материал из-за остановки работы на многих строительных объектах республики, а также для поддержки местных производителей. При этом за день до введения ограничения Антимонопольный комитет предупреждал о том, что это приведет к росту цен.
Ограничение было снято 23 мая, хотя строительство крупных объектов было возобновлено еще в середине апреля, а с 25 апреля начали работать рынки стройматериалов. В результате с января цены на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже выросли на 59%, а на последних торгах в пятницу цемент смогли купить только 34% участников, свидетельствуют данные биржи.
«Газета.uz» узнала, с какими трудностями сталкиваются производители газобетона, а также почему правительство решило ввести дневной лимит на бирже на покупку цемента.
«Бешеные цены»
Управляющий делами иностранного предприятия Super Gazoblok Тулкун Исмаилов прокомментировал заявление председателя правления ассоциации «Узпромстройматериалы» Ботира Зарипова, который объяснял ограничение импорта скоплением запасов свыше 1 миллиона тонн цемента и клинкера на складах.
«Мы ведем переговоры с цементными заводами, участвуем в биржевых торгах — все говорят, что цемента не хватает. Во время ограничения импорта тоже не было продукции. Ограничение связывали с карантином, пандемией. Мы не могли понять, причем тут это. Ну хорошо, это было временно. Сейчас импорт возобновили, но это никак не помогло снизить цены. Здесь или монополией пахнет, или кто-то искусственно это делает», — заявил он.
Тулкун Исмаилов отметил, что в последний раз сырье закупалось у Джизакского цементного завода на бирже по 870 сумов за кг, с доставкой — 920 сумов.
«Это по наличному расчету. Если безналичный, то приходится под 1 млн сумов за тонну. Бешеные цены! Мы — производители газобетонных изделий, бетонных изделий — поднимаем цены на свой товар, но местный потребитель не берет по этой цене. Дорого!» — рассказал предприниматель.
Из-за роста цен себестоимость продукции Super Gazoblok выросла в среднем на 45 тысяч сумов.
«Например, 1 кубометр газоблока я продавал по 470 тысяч сумов за наличный расчет. Сейчас в связи с возрастанием цен на цемент моя продукция стоит 510−520 тысяч сумов. Никто не покупает. Я не могу объяснить, что цемент возрос в цене. Это не моя прихоть, зачем мне искусственно повышать цену», — отметил Тулкун Исмаилов.
Предприниматель также указал, что повышение цен на газобетон приводит к повышению цен на квадратный метр строящихся домов, большинство из которых строятся из газобетона.
«Как вы знаете, правительством было дано указание, чтобы с этого года все высотки и дома возводили из газобетонных блоков, отменив строительство с помощью жженого кирпича», — напомнил он.
В октябре президент Шавкат Мирзиёев поручил сократить использование кирпича в строительстве домов. Ожидалось, что это поможет снизить стоимость домов на 30%.
В письме первого заместителя министра строительства Шерзода Хидоятова от ноября 2019 года поручается перейти на новую систему, которая предусматривает строительство многоэтажных домов из монолитного бетона с использованием газобетонных блоков вместо кирпича.
Как закупается цемент на бирже
«Каждое предприятие, которое закупает товар на бирже, привлекает брокера. Ему даете ключ от фирмы, договор, реквизиты, пополняете счет. Он ежедневно отслеживает цены. Скажем, условно, начальная цена на 1 кг цемента составляет 1000 сумов. Торги начались в 12:00. Цена поднимается в зависимости от предложенной цены разных брокеров. Кто-то дал 1500 сумов, другой — 2000 сумов, еще один — 3000 сумов. В итоге по итогам торгов цены становятся нереальными», — заявил представитель Super Gazoblok.
Тулкун Исмаилов заявил, что решил приостановить деятельность предприятия с 25 июня.
«Каждый день идет прирост цены, каждый день. Хотя говорили, что импорт открыли, все будет нормально. Еще хуже стало. Я решил 25 июня приостановить свою деятельность. Стоимость не позволяет, на рынке спроса на дорогой газобетон нет. Мне нужно было провести калькуляцию, закупить алюминиевую пудру, цемент. Позвонил брокеру, он говорит, что цемент с доставкой обойдется в 940 сумов. Я говорю: „Все, стоп. Не надо ничего“. Пока решили приостановить производство. Сейчас у нас осталось около 1500−2000 кубометров газобетона. Будем его реализовывать», — поделился планами предприниматель.
Он отметил, что у компании были относительно небольшие объемы — закупалось 500 тонн цемента в месяц.
«Мы в принципе и закупаем через биржу. Но есть перекупщики, которые закупают на бирже оптом, а потом с небольшой наценкой продают другим. То есть они приобрели 20 вагонов цемента в марте и держат его до июня, а после продают, когда цена возрастает. Они могут сделать чуть дешевле, чем на бирже, но все равно получат хороший доход. Смысл биржи ведь в том, чтобы производитель мог купить цемент без посредников по приемлемой цене. А сейчас получается, что и на бирже, и у перекупщиков — никакой разницы нет», — заявил он.
За местным цементом дорожает и импортный
Учредитель компании Imron Construction Lux Хуршид Ходжимуродов рассказал, что импортирует цемент из Таджикистана, поскольку не удовлетворен качеством местного продукта.
«Для производства газобетона нужен портландцемент М-500. В Узбекистане его производят, но он не соответствует стандарту. По документам это М-500, а на самом деле не доходит до М-450. Цена повышается день за днем, особенно после возобновления строительства после карантина. Сейчас она доходит до 900−1000 сумов за килограмм. Я покупаю таджикский цемент из Согдийской области Таджикистана. По качеству узбекский цемент более хрупкий, поэтому нам приходится закупать из-за рубежа», — отметил он.
По его словам, зарубежные производители, исходя из стоимости цемента на внутреннем рынке Узбекистана, тоже повышают цену.
«В Таджикистане 1 тонна цемента стоит от 42 до 50 долларов, со всем затратами товар доходит до Узбекистана за 60 долларов. Они могут продавать по 70−80 долларов, но в связи с тем, что самый дешевый цемент в Узбекистане за 1 тонну стоит 800 тысяч сумов на улице (не на бирже — ред.), зарубежники подняли до 99 долларов», — сообщил предприниматель.
Хуршид Ходжимуродов заявил, что на бирже практически невозможно купить цемент по относительно дешевой цене, если у предприятия маленькие объемы.
«Там надо закупаться минимум до 1000 тонн. Если я захочу 50−60 тонн, то со мной не заключат контракт», — заверил он.
Учредитель Imron Construction Lux указал, что не может поднять цену на газобетон, иначе он станет дороже кирпича.
«Цена на цемент растет как на дрожжах, но мы, производители, не можем повысить стоимость газобетона, поскольку было сказано о необходимости перехода на альтернативу кирпича — газобетон дешевле, практичнее и доступнее. Если мы повысим цену, то перепрыгнем кирпич, рынок газобетона сломается», — объяснил бизнесмен.
До карантина таджикский портландцемент М-500 стоил 800 тысяч сумов за тонну, а узбекский — от 600 до 700 тысяч сумов, утверждает он.
«Сейчас мы работаем на ноль — без прибыли. Многие газоблокщики почти прибыль не получают. Некоторые пытаются как-то похимичить — добавить больше песка, снизив долю цемента, но это сказывается на качестве. Я продаю газобетон по 490−530 тысяч сумов за кубометр, исходя из транспортировки и других расходов», — рассказал Хуршид Ходжимуродов.
Предприниматель также разъяснил, почему многие покупают цемент не на бирже, а у перекупщиков.
«Перекупщики, которые работают в поселке Назарбек, рядом с Куйлюком и другие, они закупают на бирже по 200−1000 тонн. Потом они помещают товар на склад, добавляют расходы на складирование, расходы по 20−30 сумов за загрузку и перегрузку 1 кг цемента на одного человека. Плюс они добавляют НДС в 15%, а также прибыль — в 20%. В итоге цена на 1 кг цемента увеличивается до 800−900 сумов. Если покупать на бирже, то я получу цемент через две недели», — отметил он.
«Цена нестабильная»
Производитель газобетона в Ташкентской области, пожелавший остаться анонимным, заявил, что испытывает сложности из-за нестабильных цен.
«Сложность в том, что цена нестабильная — она постоянно растет, в связи с чем мы не можем установить стабильную цену на свою продукцию, себестоимость которой на 70% формируется из цемента. В последний раз цемент закупил по 950 сумов за кг на заводе „Ахангаранцемент“. Месяца три назад он стоил 600 сумов. Не знаю, почему так. Недавно мне предлагали таджикский портландцемент М-500, который стоит дешевле ахангаранского портландцемента М-400 Д-20. То есть импортный цемент лучшего качества стоит дешевле местного качеством хуже. Но я не успел купить», — заявил он.
Предприятие повысило стоимость газобетона с 450 тысяч до 500 тысяч сумов за кубометр.
«Честно скажу, я покупаю цемент через посредников. Один раз пытался закупить цемент на бирже — это было просто ужасно. Я заплатил деньги и цемент получил только через две недели. Хотя у меня маленькие партии — по 10 тонн закупаю. Навряд ли у них было скопление цемента на складах», — считает предприниматель.
«Приостановил работу из-за 750 сумов за кг»
Директор предприятия Business Partner’s Улугбек Уктамов сообщил, что ему пришлось приостановить работу после того, как цена цемента на бирже превысила 750 сумов за 1 кг. До начала карантина стоимость 1 кг этого стройматериала была в пределах 480−500 сумов.
«Поскольку себестоимость производства газобетона приблизилась к 500 тысячам сумов, а на улице его продают по этой же цене. А при импорте цена выше 1000 сумов. В сутки я использовал свыше 30 тонн цемента, который доставлялся навалом. Покупал в „Ахангаранцементе“ и на Джизакском цементном заводе. Если в Узбекистане заводы не могут покрывать спрос на внутреннем рынке, то цемент привозил из Согдийской области Таджикистана», — заявил он.
По словам предпринимателя, при большом спросе местные заводы начинают ухудшать качество, то есть «отдают не до конца готовый цемент». Поэтому Business Partner’s закупало 70% цемента у местных заводов, а 30% импортировало.
Дневной лимит в 114 тонн
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Как сообщили «Газете.uz» в Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже (UzEx), с 29 июня поручением правительства на покупку цемента одним покупателем установлен дневной лимит в 114 тонн.
«На сегодняшний день наблюдается большой ажиотаж. Большие компании, которые занимаются перепродажей цемента, покупают до 3000 тонн. Таким образом, сужается количество участников, и многие не могут купить этот стройматериал. Лимит устанавливается, чтобы равномерно распределить для всех участников торгов», — отметили в бирже.
В UzEx подчеркнули, что ограничение вводится на некоторое время, пока ситуация на рынке не стабилизируется. Лимит был определен исходя из анализа за последние 10 дней с учетом потребностей предприятий, занимающихся переработкой цемента.
«Если в апреле цена была в пределах 510 тысяч сумов за тонну цемента, то по состоянию на 26 июня она была 792 тысяч сумов. В целом с тех пор цена увеличилась на 59% с января», — заявили в УзРТСБ.
Сообщается, что 26 июня около 800 предприятий участвовали в торгах на покупку цемента, но купили его только 275 предприятий (34%).
«Лимит вводится в целях обеспечения спроса и интересах предпринимателей, которые реально занимаются строительством или переработкой цемента. Крупные игроки-покупатели являются оптовиками, перекупщиками. Им главное купить в больших объемах по любой цене и перепродать по завышенной цене… Некоторые [перекупщики] таким образом пытались регулировать рынок. А [лимит], в свою очередь, поможет более-менее снять напряжение», — считают в UzEx.
С 30 июня ожидается, что на бирже появится возможность заключать форвардные сделки по цементу, позволяющая осуществлять поставку товаров с отсрочкой на срок до трех месяцев. В рамках таких сделок не будет ограничений по объемам.
Разбор | «Больно, но запас есть». Дорогой газ угрожает бизнесу Фирташа и Коломойского. ОПЗ уже стал
Из-за высокой цены на газ в Украине и мире Одесский припортовый завод вышел на простой. В зоне риска другие химзаводы
20 сентября Одесский припортовый завод (ОПЗ), один из крупнейших в Украине производителей минеральных удобрений, объявил о выходе на простой. Официальная причина – высокая цена газа в Украине и низкая стоимость продукции ОПЗ — аммиака и карбамида – на мировом рынке.
ОПЗ – не единственный, по кому бьют высокие цены на газ. С похожей проблемой столкнулся практически весь украинский бизнес: энергетики, аграрии, металлурги, производители строительных материалов и стекла.
По данным Украинской энергетической биржи (УЭБ), в сентябре средняя цена газа для бизнеса достигла рекорда за историю независимой Украины – 18 468 грн за тыс. кубометров.
Этот же объем фьючерсного газа в октябре – на 55% выше, или 28 638 грн. Это в четыре раза дороже, чем в январе 2021 года.
LIGA.net разбиралась, что происходит с ценами на газ, почему остановился ОПЗ и кто еще может последовать его примеру.
Снова простой
Одесский припортовый объявил о выходе на простой 20 сентября. Это вторая приостановка работы ОПЗ за последние три года – в августе 2019-го завод возобновил производство карбамида и аммиака после более чем годовой паузы. Запустить производство помог контракт с частной компанией Агро Газ Трейдинг (АГТ) бизнесменов из Донецка и Белой Церкви Владимира Колота и Александра Горбуненко.
Малоизвестный трейдер с лета прошлого года работает с ОПЗ по давальческой схеме – поставляет газ и самостоятельно занимается продажей продукции. Работать без посредников завод не может из-за крупных долгов перед группой Ostchem Дмитрия Фирташа и НАК Нафтогаз Украины.
Пока стоимость газа на европейском рынке была относительно низкой, партнерство приносило дивиденды. Трейдер зарабатывал на разнице: покупал газ для ОПЗ подешевле, продавал удобрения – подороже. По такому принципу в 2020 году АГТ заработала 5,6 млрд грн дохода и 115 млн грн чистой прибыли. ОПЗ везло меньше. При выручке в 2,3 млрд грн завод показал 1,2 млрд грн убытка.
Осенью 2021-го эта схема рассыпалась. Основная причина – высокие цены на природный газ в Украине и мире. В себестоимости азотных удобрений, в зависимости от вида продукции, газ может занимать 60-90%. Из-за этого давальческий поставщик газа стал недоплачивать предприятию за продукцию, говорится в релизе ОПЗ.
Так, к сентябрю у АГТ накопилось 140 млн грн долга перед производителем удобрений.
«Как следствие, у ОПЗ возник долг перед газораспределительной компанией Одессагаз. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, менеджмент завода принял решение остановить предприятие, чтобы предотвратить излишнее расходование оборотных средств», – отмечается в сообщении ОПЗ.
Возобновить производство на ОПЗ обещают к 1 ноября, когда место Агро Газ Трейдинг займет новая компания – малоизвестный офшор из Сингапура — Dachex Shipping Ltd. Но остановки можно было избежать, считает директор компании Инфоиндустрия Дмитрий Гордейчук. По его данным, действующие цены на мировом рынке удобрений вышли на пик – от $310 за тонну аммиачной селитры до $400-585 за карбамид и аммиак.
«Производство удобрений будет не рентабельно после цены – 25 000 грн за тыс. кубометров газа», – говорит Гордейчук. На этом основании он полагает, что остановка ОПЗ — политический фактор. Выход на простой и появление с ноября нового контрагента глава Инфоиндустрии связал со слухами о возможной отставке первого помощника президента Сергея Шефира. Собеседники УП и НВ приписывают ему влияние на Одесский припортовый завод и Энергоатом.
В самом трейдере нынешние события называют форс-мажором и обещают «выполнить условия договора после стабилизации рынка газа». Победу сингапурской Dachex в новом конкурсе в июле этого года АГТ уже обжаловали в суде.
Проблемы ОПЗ – не уникальны. С аналогичной ситуацией столкнулись и другие предприятия Европы. О планах сократить свое производство из-за высоких цен на природный газ уже объявили два химических гиганта – британский концерн CF Industries Holdings и норвежская Yara International.
Этот же сценарий рассматривают предприятия из двух других отраслей: металлурги из ассоциации UK Steel и энергокомпания Centrica, пишет газета Financial Times.
Эти же угрозы касаются и Украины. Чем выше цена на газ для бизнеса, тем дороже себестоимость производства товаров, где его применяют. А это, в свою очередь, ускоряет инфляцию (рост цен на потребительские товары) и снижает конкурентность украинских производителей, рассказывает глава аналитического отдела Concordе Capital Александр Паращий.
Согласно с данными Украинской энергетической биржи (УЭБ), в сентябре средняя цена газа для промышленности стала наивысшей за всю историю независимой Украины – 18 468 грн за тыс. кубометров. Стоимость природного газа в Украине растет с июля 2020 года. За это время цена тысячи кубометров выросла более чем на 14 000 грн.
В октябре может быть еще выше. На УЭБ газ с поставкой в октябре продают за 28 638 грн за тыс. кубометров. Это в четыре раза больше, чем в январе 2021 года. Учитывая скорое начало отопительного сезона, ожидать резкого отката цен на газ в Украине не стоит.
Контекст. Цены на газ в Украине во многом зависят от стоимости топлива на европейском рынке. Газовые хабы Европы – одни из главных ориентиров для украинских трейдеров. Причина в сильной зависимости украинского рынка от импорта. Ежегодно Украина импортирует до 10 млрд кубометров газа из стран ЕС – около 30% от общего объема потребления за год.
По данным товарной биржи Ice Future, за 10 месяцев 2021 года, природный газ для европейских потребителей подорожал в четыре раза. Например, на 21 сентября фьючерсные контракты с поставкой в октябре стоят $900 за тысячу кубометров. Примерно столько же стоят фьючерсы на ноябрь.
Среди главных причин роста опрошенные LIGA.net аналитики выделяют рекордно низкие запасы в подземных хранилищах газа (ПГХ) Европы, высокий спрос, инфляцию и сокращение поставок из России, США и стран Восточной Азии.
Кто следующий: Ахметов, Коломойский или Фирташ?
«Если газ будет стоить дороже 20 000 грн за тысячу кубометров, зависимые предприятия будут экономить и снижать производство», – считает директор Expo Consalting Геннадий Кобаль. Хотя для большинства производителей, кроме химиков, газ – лишь отчасти влияет на себестоимость, отмечает старший аналитик Adamant Capital Константин Фастовец.
Более того, эффект от подорожания газа может произойти не сразу, все зависит от торговой стратегии предприятия: покупает завод газ по длинным контрактам и фиксированным ценам или на спотовом рынке, где стоимость топлива меняется каждый день, говорит Фастовец.
Кому, кроме ОПЗ, может грозить остановка?
«Подорожание газа затронет всех, где высокая доля газа при производстве», – добавляет Паращий из Concordе Capital. Потенциально, под ударом может оказаться аграрный сектор (производители сахара, муки и т.д.), металлурги, производители цемента, стекольные заводы, производители труб, перечисляет старший аналитик Dragon Capital Денис Саква.
По мнению Фастовца и главного эксперта Департамента финансовой стабильности НБУ Андрея Блинова, больше всех на сегодня уязвимы из-за дорогого газа только химпредприятия – аграрии и металлурги компенсируют высокие цены на газ за счет доходов от экспорта зерновых и руды. А доля газа в себестоимости цемента, после перехода на сжигание угля, относительно низкая: всего 10%, уточнили в Concordе Capital.
«С учетом текущих цен на сталь (Метинвест Рината Ахметова. – Ред.) даже в текущей ситуации металлурги зарабатывают в разы больше, чем в прошлом году», – добавляет Фастовец. EBITDA Метинвеста за первое полугодие 2021-го – $3,7 млрд, чистая прибыль – $2,7 млрд.
А что химики? По словам директора по коммуникациям Group DF Дмитрия Фирташа Олега Арестархова, у химпредприятий, ориентированных на внутренний рынок, пока нет серьезных проблем с газом. Главные риски – у заводов вроде ОПЗ, где подавляющая доля товара уходит на экспорт и конкурирует за потребителя на мировом рынке.
Но если тенденция продолжится, производители удобрений начнут сокращать производство, уверен Гордейчук из Инфоиндустрии. В их числе – пять предприятий Ostchem Фирташа и производитель хлора – предприятие Днепроазот Игоря Коломойского.
Грозит ли им остановка? «Останавливать производство – это очень дорого. Чтобы запустить тот же Днепроазот, нужно вложить $600 000, а в текущих условиях и ценах на газ – более $1 млн. Кто на такое пойдет?» – отмечает директор Инфоиндустрии.
«Нам больно, но у нас еще есть запас прочности», – подтверждает Арестархов из Group DF.
Заплатят все
Опрошенные LIGA.net инвестаналитики уверены: в долгосрочной перспективе влияние дорогого газа на инфляцию в Украине будет минимальным, в пределах прогноза НБУ – до 10% год к году. Одни из главных факторов удержания в Украине инфляции – это стабильность обменного курса и высокие рыночные цены на руду и зерновые, объясняет Фастовец.
Среди других немаловажных факторов он также выделяет повышение в сентябре Нацбанком учетной ставки до 8,5% и регулирование цен для населения на газ и электроэнергию. Это хорошая новость для электората, но плохая в целом для экономики: разница в ценах на газ, тепло и электроэнергию между бизнесом и населением лягут не на потребителя, а на государственный бюджет, считает Фастовец. Но это может вынудить правительство к новым реформам.
«Из зимы энергетики выйдут очень измотанными, с минимальными запасами газа и угля. Это заострит неизбежность повышения тарифов в следующем году. Но в целом к тому времени мировые цены на товары не будут расти так стремительно, и это постепенно будет снижать инфляционное давление. В следующем году есть все шансы вернуться к инфляционной цели НБУ – 5%», – уверен Блинов из НБУ.
В мире вирусов стараниями ученых появился микросветлячок
Очередной штамм SARS-CoV-2, вызывающего болезнь COVID-19, был успешно модифицирован и теперь ярко светится в живых клетках, что значительно упрощает его отслеживание. Ученые даже могут построить маршрут распространения вируса в организме в режиме реального времени, а также оценить интенсивность вирусной инфекции.
«Теперь у нас есть реальная возможность отследить пути движения коронавируса в организме, — сказал профессор Луис Мартинес-Собридо. — Оценить его прогресс, а также то, на какие органы и типы клеток он нацелен. Это безусловно поможет оптимизировать противовирусные препараты и вакцины».
Українські варіанти подолання газової кризи
Ще однією спробою збити газову ціну стали пропозиції української сторони державам ЄС з подолання дефіциту газу на європейському ринку. Так, 20 вересня гендиректор «Оператора ГТС України» Сергій Макогон у своєму виступі на телебаченні заявив про готовність газтранзитної системи держави транспортувати до ЄС майже вдвічі більші обсяги газу, ніж газогони «Північний потік-1» та «Північний потік-2», що з’єднують Росію та Німеччину дном Балтійського моря. «Річна потужність української ГТС становить 146 мільярдів кубометрів газу, натомість обидві нитки російських газогонів (можуть транспортувати. — Ред.) лише 55 мільярдів кубометрів на рік», — нагадав Макогон.
Своєю чергою, голова «Нафтогазу України» Юрій Вітренко запропонував європейським компаніям подолати газовий дефіцит в ЄС через отримання російського газу на кордоні України з Росією. Для цього потрібно лише створити на платформі «Газпромекспорту» прикордонну точку продажу і «тоді прямо зараз в Європу можуть піти додаткові обсяги газу та ціни впадуть», сказав Вітренко в інтерв’ю українській пресі.